Использование популяционно-центрического метода соматотипирования у студенток, занимающихся физической культурой

Особенности применения популяционно-центрического метода соматотипирования. Изучение значений ряда антропометрических и морфофункциональных показателей у студенток медицинского ВУЗа, при их занятиях физической культурой. Рассмотрение форм корпуса.

Рубрика Спорт и туризм
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.10.2017
Размер файла 392,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОПУЛЯЦИОННО-ЦЕНТРИЧЕСКОГО МЕТОДА СОМАТОТИПИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Бугаевский К.А.

Институт здоровья, спорта и туризма

Классического приватного университета, г. Запорожье

В статье представлены результаты исследования, посвящённого практическому применению популяционно-центрического метода соматотипирования и изучению значений ряда антропометрических и морфофункциональных показателей у студенток медицинского ВУЗа, при их занятиях физической культурой. С учётом применении популяционно-центрического метода соматотипирования, было определено, что у данной группы студенток юношеского возраста, размеры ширины плеч значительно превышают значения ширины таза - тип фигуры, характерный для мужского телосложения. По результатам определения значений индекса относительной ширины костного таза (индекс морфии для женщин), при проведении соматотипирования по методике Б.А. Никитюка - А.И. Козлова установлено, что у большей части студенток - 33 (68,77%) имеется узкий таз (стенопиэлия). Также определено, что среди студенток преобладают девушки с прямоугольной формой корпуса - 40 (83,33%), 5 (10,42%) студенток с трапецевидной формой и 3 (6,25%) - со средней формой корпуса. Установлено, что нормоэволютивный тип возрастной конституциональной эволюции организма определён лишь у 3 (6,25%) девушек-студенток исследуемой группы. Полученные, в результате проведённого исследования данные, имеют практическое применение в оценке результатов уровня индивидуального здоровья девушек-студенток и при проведении занятий по физическому воспитанию в ВУЗе.

Ключевые слова: студентки, юношеский возраст, популяционно-центрический метод, половой диморфизм, морфологические индексные значения, антропометрические показатели, соматотипы, физическая культура.

соматотипирование антропометрический медицинский физический

Постановка проблемы. Изучение вопросов, касающихся разнообразных изменений строения и функционирования организма человека, всегда является актуальным [1, с. 20-25]. Это касается и молодых людей, в том числе и юношеского возраста [2, с. 47-54; 3, с. 121-125], как переходного между периодом пубертата и началом первого репродуктивного возраста временем, когда, в основном, завершается формирование и происходит становление основных антропоморфических и морфофункциональных показателей и значений, как у юношей, так и у девушек [4, с. 38-42; 5]. Согласно мнения О.В. Калмина и соавт., (2010), «Актуальность выбора юношеского возраста для проведения мониторинга обусловлена тем, что данный возрастной период является стадией онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью и наиболее доступен и перспективен в плане выработки морфологических критериев диагностики нормы и патологии, а также разработки профилактических мероприятий» [4, с. 38-42].

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы, касающиеся тематики проводимого исследования и особенностей соматотипирования разных групп населения, в т.ч. и студенток юношеского возраста весьма востребованы. Такие авторы, как Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков, 2005; А. А. Щанкин, О. А. Кошелева, 2010; И. П. Павлова, О. В. Филатова, 2014; Д. Б. Никитюк, В. Н. Николенко, С. В. Клочкова, Т. Ш. Миннибаев, 2015; К. А. Бугаевский, 2014-2017 и др., много уделяли внимания изучению различных антропометрических и морфологических изменений в соматотипах. Но исследований и, соответственно, публикаций, посвящённых популяционно-центрическому методу соматотипирования - крайне недостаточно. Наибольшее внимание использованию данного метода уделяет О. В. Калмин с соавторами (Ю. С. Афанасиевская, С. В. Самотуга, 2010; Т. Н. Галкина, 2015).

Выделение не решённых раньше частей общей проблемы. При анализе доступной научной и научно-методической литературы нами установлено, что при проведении разнообразных морфологических и антропометрических исследований, авторами не всегда учитываются типовые и конституциональные особенности, а также условия проживания и деятельности исследуемых. Диагностика типа телосложения (соматотипа) является одним из немаловажных этапов работы при решении данных задач [4, с. 38-42]. Та среда, в которой проживает человек, заставляет его организм адаптироваться к многочисленных экзогенным факторам, непосредственно влияющим на формирования особенностей строения и функционирования индивидуума. Это обуславливает формирование конституции и морфотипа человека [4, с. 38-42].

Конституция по определению Б. А. Никитюка, это «целостность морфологических и функциональных свойств, унаследованных и приобретенных, относительно устойчивых во времени, определяющих особенности реактивности организма, темпы его индивидуального развития и материальные предпосылки способностей человека [2, с. 47-54]. Поскольку, типовые и конституциональные особенности строения и функции отражают индивидуальную изменчивость, постольку можно рассматривать их как основу характеристики индивидуального здоровья [2, с. 47-54]. Соматический тип человека является комплексной морфологической оценкой, ориентированной на характеристику физического статуса и здоровья [2, с. 47-54]. Согласно мнения О. В. Калмина и соавт., 2010, «Соматотип служит морфологической характеристикой человека, являясь портретом обменных процессов в его организме [4, с. 38-42]. Также трудно не согласиться с мнением Т. Н. Галкиной и О. В. Кал- мина, о том, что «анатомическим проявлением конституции служит соматотип, диагностирование которого, на основании данных измерения тела приблизило конституционологию к точным наукам. В структуре физического состояния людей, в порядке значимости, ведущим является соматометрический или антропометрический фактор [3, с. 121-125]. Не до конца решённой проблемой при проведении исследований в молодёжной и студенческой среде, является, по нашему мнению, использование популяционно-центрического метода, в противовес индивидуально-центрическому методу исследования. По мнению О. В. Калмина и соавт. «Популяционно-центрические методы диагностики позволяют определить место обследуемого в рамках более локальной группы, предусматривают минимальное количество измерений в ходе исследования и простоту методики определения соматотипа по данным антропометрии, достаточно информативны для оценки показателей темпов индивидуального развития и дают информацию о скорости хода обменных процессов, характерных для обследуемого, чем и объясняется их актуальность в клинической практике и профилактической медицине. Данные схемы позволяют применить индивидуально-типологических подход к оценке основных показателей, имеющих значение в профилактической медицине, дифференцировать «норму» признаков, в зависимости, как от типа телосложения, так и от расово-этнической принадлежности пациента» [4, с. 39]. Автор данной статьи полностью разделяет мнение уважаемых О. В. Калмина и всех его соавторов. Это и явилось причиной проведения данного исследования.

Целью статьи является рассмотрение и анализ особенностей полученных антропометрических и сомато-типологических показателей, при применении популяционно-центрического метода соматотипирования, у студенток юношеского возраста, с разными значениями массы и длины тела, принявших участие в исследовании и возможность его применения на практике.

Изложение основного материала. Исследование проводилось в 2017 году, с привлечением к участию в нём студенток 1-Ш курсов Запорожского государственного медицинского университета. Всего в исследовании приняло участие 48 девушек юношеского возраста при их занятиях физической культурой. Средний возраст студенток составил 19,29±0,23 года. Все они отнесены к юношескому возрасту. Нами, при проведении исследования, были использованы такие методы, как соматотипирование по методике Б. А. Никитюка -- А. И. Козлова. Для этого нами у девушек было проведено определение индекса морфии, с определением двух значений, сравниваемых и взаимосвязанных в соматотипах между собой -- индекса относительной ширины плеч (ИОШП) и индекса относительной ширины таза (ИОШТ), или индекса морфии для женщин [1, с. 20-25; 2, с. 47-54; 4, с. 38-42]. Также нами определялись такого морфологического индексного значения, как тазо-плечевого индекса (ТПИ). Определялись антропометрические показатели (длина и масса тела), линейные, широтные и охватные размеры (ширина плеч, ширина таза), ряд морфофункциональных индексных значений.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведения антропометрических измерений, нами были получены следующие показатели: длина тела во всей группе соответствовала показателям среднего роста и составила 165,56±0,30 см [1, с. 20-25; 2, с. 47-54; с. 121-125; 5]. Среднее значение массы тела в группе составило 57,45±1,18 кг. Индивидуальные показатели значений ИМТ в исследуемой группе (n=48) представлены на рис. 1.

Среднее значение ИМТ составило 20,94±0,42 кг/см2, что соответствует нормальным значениям этого индексного показателя [1, с. 20-25; с. 47-54; 3, с. 121-125; 5]. Среднее значение ширины плеч (ШП) -- биакромиальный размер у студенток составил 31,48±0,62 см, ширины таза (ШТ) -- межгребневый размер (distancia cristarum) -- 26,67±0,30 см. Обращает на себя внимание тот факт, что в группе средние размеры ШП значительно превышают значения ШТ. Девушки группы имеют широкие плечи и узкий таз -- тип фигуры, характерный для мужского типа телосложения [1, с. 20-25; 3, с. 121-125; 5]. Количество студенток, у которых ШП превысила ШТ во всей исследуемой группе составило 42 (87,5%), а с ШТ, больше ШП -- лишь 6 (12,5%) студенток.

ИОШП (индекс морфии) определялся нами, как отношении ширины плеч к длине тела, умноженное на 100 [1, с. 2-25; 2, с. 47-54; с. 121-125; 5]. Его среднее значение в группе составило 20,27±1,00 см, что соответствует значениям мезоморфии [1, с. 2-25; 2, с. 47-54; 3, с. 121-125; 5]. Полученные нами значения ИОШП в группе, представлены на рис. 2.

ИОШТ (индекс морфии для женщин) определялся нами, как отношении ширины таза (межгребневый размер) к длине тела, умноженное на 100 [1, с. 20-25; 2, с. 47-54; 4, с. 38-42; 5]. Его среднее значение в группе составило 16,11 ±0,19 см, что соответствует значениям метриопиэлии (средний таз). Полученные нами значения ИОШТ в группе, представлены на рис. 3.

Обращает на себя внимание тот факт, что студенток со значениями метриопиэлии (нормальный таз) во всей исследуемой группе (n=48), всего лишь 3 (6,25%) студентки, при подавляющем количестве девушек со стенопиэлией (узким тазом). Интересным является факт, что среднее значение межгребневого размера костного таза студенток (dist. cristarum) составило 26,67±0,30 см, при его физиологической норме в 28-29 см [1, с. 20-25; 5]. Число девушек, с размерами distancia cristarum, меньшими физиологической (анатомической и акушерской) нормы составило 34 (70,84%), что косвенно указывает на наличие у этих девушек анатомически узкоготаза (АУТ). Количество студенток, с размерами distancia cristarum, соответствующими в норме 28-29 см, составило 10 (20,83%) и у 4 (8,33%) данный размер был на 1-2 см больше нормы.

Тазо-плечевой индекс (ТПИ) определяли по формуле: ширина таза (см) х 100 / ширина плеч (см). Значение ТПИ до 69,9 характеризуют трапециевидный корпус, 70,0-74,9 -- средний корпус, 75,0 и более -- прямоугольный корпус [1, с. 20-25; 5]. Результаты, полученные в группе следующие: среднее значение ТПИ составило -- 86,15±1,74, что соответствует прямоугольной форме корпуса у исследуемых студенток [1, с. 20-25; 5].

При рассмотрении индивидуальных показателей ТПИ студенток установлено, что среди них преобладают девушки прямоугольной формой корпуса -- 40 (83,33%), затем следуют 5 (10,42%) студенток с трапецевидной формой корпуса и 3 (6,25%) -- со средней формой корпуса. С целью исследования особенностей конституционального типа возрастной эволюции организма у студенток в исследуемой группе, определялись значения трохантерного индекса (ТрИ) по методике В. Г. Штефко [1, с. 20-25; 5; 6, с. 66-69; 7, с. 138-140]. Полученные данные и их распределение по типам возрастной эволюции представлены на рис. 4.

Полученные значения ТрИ указывают на то, что в данной группе студенток, разнообразные нарушения конституционального типа возрастной эволюции организма определены у 45 (93,75%) студенток.

Выводы и перспективы дальнейших исследований таковы:

С учётом результатов применения популяционно-центрического метода соматотипирования, установлено, что у данной группы студенток юношеского возраста, размеры ширины плеч значительно превышают значения ширины таза -- тип фигуры, характерный для мужского телосложения.

По результатам определения значений индекса относительной ширины костного таза (индекс морфии для женщин), при проведении соматотипирования по методике Б.А. Никитюка -- А.И. Козлова установлено, что у большей части студенток -- 33 (68,77%) имеется узкий таз (стенопиэлия).

Среди студенток преобладают девушки с прямоугольной формой корпуса -- 40 (83,33%), 5 (10,42%) студенток с трапецевидной формой и 3 (6,25%) -- со средней формой корпуса.

Нормоэволютивный тип возрастной конституциональной эволюции организма определён лишь у 3 (6,25%) студенток исследуемой группы.

Полученные, в результате проведённого исследования данные, имеют практическое применение в оценке результатов уровня индивидуального здоровья девушек-студенток и при проведений занятий по физическому воспитанию в ВУЗе.

Перспективой дальнейших исследований является изучение имеющихся анатомо-антропометрических и морфо-функциональных изменений в группе студенток с низкой и повышенной массой тела.

Список литературы

1. Бугаевский К. А. Особенности таза, ряда антропометрических значений и морфологических показателей у волейболисток / К. А. Бугаевский // Збірка матеріалів міжнародної науково-практичної конференції «Медична наука та практика на сучасному історичному етапі». - Київ. - 2016. - С. 20-25.

2. Никитюк Д. Б. Индекс массы тела и другие антропометрические показатели физического статуса с учетом возраста и индивидуально-типологических особенностей конституции женщин / Д. Б. Никитюк, В. Н. Нико- ленко, С. В. Клочкова, Т. Ш. Миннибаев // Вопросы питания. - 2015. - № 4. - С. 47-54.

3. Галкина Т. Н. Антропометрические характеристики девушек-студенток медицинского института Пензенского государственного университета / Т. Н. Галкина, О. В. Калмин // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2015. - № 1(33). - С. 121-125.

4. Калмин О. В. Популяционно-центрический метод соматотипирования как один из способов оценки физического развития лиц юношеского возраста Краснодарского края / О. В. Калмин, Ю. С. Афанасиевская, С. В. Самотуга // Кубанский научный медицинский вестник. - 2010. - № 2(116). - С. 38-42.

5. Хрисанфова Е. Н. Антропология: учебник / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 400 с.: ил.

6. Павлова И. П. Морфофункциональные особенности девушек в зависимости от типа эволютивной конституции / И. П. Павлова, О. В. Филатова // Известия АлтГУ. - 2014. - № 3(83). - С. 66-69.

7. Щанкин А. А. Связь трохантерного индекса с антропометрическими показателями женщин 22 и 30 лет / А. А. Щанкин, О. А. Кошелева // Фундаментальные исследования. - 2010. - № 11. - С. 138-140.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.