Сравнение методик измерения удовлетворенности трудом
Способы измерения удовлетворенности трудом. Достоинства, недостатки и ограничения методик измерения удовлетворенности трудом. Оценка применимости методик в рамках современной структуры занятости населения. Основные подходы к изучению труда в рамках.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.09.2018 |
Размер файла | 831,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
И: а вот, допустим, социальный пакет не входит в категорию удовлетворенностью трудом? Или в принципе оплата и вознаграждения?
Р: в моей шкале ценностей, под удовлетворенностью трудом имеется ввиду удовлетворенность самой трудовой деятельностью, тем делом, которым ты занимаешься. То есть радуешься ли ты, этим занимаясь. Что касается оплаты, если эта оплата среднерыночная, то этот момент финансовый не имеет такого большого влияния на всю эту историю. Если тебе нравится заниматься этим делом, и на рынке эта работа оплачивается от 50 до 100 тысяч, и ты в этот диапазон укладываешься - значит, все в порядке. Тебе нравится твоё дело, и оно столько стоит - тут вопросов нет.
И: понятно, и вот последний вопрос: переформулировали бы вы саму формулировку вопроса? Или здесь все и так понятно?
Р: нет, здесь все понятно и прозрачно, какой-то очень простенький тестик.
И: то есть, здесь хорошо было бы добавить ещё категорий?
Р: ну да, в том числе, такие как результаты труда: основной показатель удовлетворенности, если у тебя есть результат и ты его видишь. Об этом очень часто говорят.
Методика2
И: хорошо. Есть ещё одна методика: первый вопрос: хотели бы вы перейти на другую работу?
Р: вот это уже поглубже, уже интереснее. Я попробую сказать да, просто потому что я всегда иду куда-то.
И: устраивает ли вас теперешняя работа по пятибалльной шкале?
Р: скорее доволен, чем не доволен.
И: предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете...
Р: да, я бы вернулась
И: вот здесь три вопроса, казалось бы, они немного дублируют друг друга, как вы для себя разграничиваете это состояние, когда вы хотели бы перейти на другую работу, но при этом вернулись бы?
Р: ответы такие потому что человек всегда должен развиваться, и ответ на вопрос «хотели бы вы перейти на другую работу?» связан именно с потребностью в развитии. Но, в целом, она меня как бы и радует, мне нравится то, что я делаю, просто для того, чтобы приобрести новые качества, нужны какие-то новые внешние параметры: возможно, формулировались бы другие задачи, или я была бы среди профессионалов в этой области, чтобы чему-то у них научиться. То есть, перейти на другую работу - получить новые задачи и преодолеть ещё одну планку. Но, если бы, допустим, я бы ушла, то для меня вернуться на эту работу было бы радостью, то есть, она нормальная, с ней все хорошо, и если ты какое-то время побудешь в другой ситуации, ты может быть даже почитаешь что-то дополнительно и придёшь с каким-то новым опытом, это было бы также комфортно для меня. Здесь вопрос именно в стремлении к развитию.
И: то есть первый вопрос больше о саморазвитии, чем об удовлетворенности?
Р: у меня да.
И: а следующий: утраивает ли вас ваша теперешняя работа?
Р: просто исхода из логики первого вопроса, странно было бы говорить, что ты работой вполне доволен, но ты при этом хочешь перейти куда-то. То есть, скорее всего, просто первый вопрос несколько корректирует ответ на второй. Потому что, если бы я сказала, что нет, я не хочу переходить на другую работу, и работой я довольна, и все такое - это было бы чересчур все однозначно. То есть, второй вопрос вытекает из первого ответа.
И: хорошо. «Вернулись бы вы на своё прежнее место работы?». Вот два других вопроса - они в большей степени говорят об удовлетворенности работой, чем первый или тоже не очень сильно отражают удовлетворенность работой?
Р: я думаю, что последний вопрос более всех отражает удовлетворенность работой. То есть, если ты готов туда вернуться - то это очень хороший показатель, этот вопрос позволяет покопаться в себе.
И: тут есть вопрос «устраивает ли вас ваша теперешняя работа?» и в предыдущей методике есть «удовлетворенность работой в целом». Если сравнивать эти две формулировки, может что-то лучше, что-то хуже?
Р: я думаю, что тот вопрос «в целом», в принципе, никак не доводит нас до истины.
И: то есть вот эта вот формулировка более грамотная?
Р: да. Они по форме и постановке вопроса они больше к действиям, там к эмоциям, к состоянию, а здесь к действиям. Это как индикатор: вот ты готов что-то сделать? И если ты не готов, значит, тебя это, наверно, устраивает. То есть, это более точный вопрос.
И: а что тогда было бы показателем, что ты перейдёшь на другую работу?
Р: то есть вопрос в том, что говорит об удовлетворенности твоей работой? То есть, «хотели бы перейти на другую» - это прямой вопрос, ты на него отвечаешь. Никаких других формулировок не нужно. А какое ещё уточняющее действие позволило бы определить, нравится человеку то, что он делает или нет: наверно, «остались бы вы после снижения зарплаты?». Мне кажется, это тоже показатель, если человеку очень нравится то, что он делает, он будет готов даже за меньшие деньги заниматься тем же самым.
Методика3
И: насколько это высказывание отражает удовлетворенность трудом, и имеет ли оно отношение к удовлетворенности трудом?
Р: да, это имеет отношение, потому что человек должен понимать свой вклад в общее дело, и если он не будет понимать, что происходит в организации, и зачем он в этой организации... просто если он не получает информацию об общем деле или о каких-то проектах, это значит, что его не ценят, и его мнение, его труд, его вклад здесь не важны. То есть если тебе не сказали, то ты вообще никто.
И: хорошо, «мой руководитель проявляет мало интереса к чувствам своих подчиненных»
Р: совершенно не согласна. Это очень важно, потому что люди на эмоциях общаются с руководством. Похвала или порицание от руководителя - это пережиток детско-родительских отношений, он важен.
И: «удовлетворён возможностями повышения зарплаты»
Р: скорее не согласен, 3. Честно говоря, сам вопрос немножечко не по-русски звучит, я бы сказала «возможностями повысить свою зарплату».
И: следующий: «мне ясны цели, которые перед собой ставит эта организация»
Р: по-моему, это не очень важный, в принципе, вопрос. Потому что, если ты работаешь в коммерческой структуре, то цель существования этой организации - получение прибыли. Это как бы экономическая цель, но она не высокая, моральная, духовная. А вот их придумывает само руководство для укрепления своих позиций. А для конкретного человека это не очень важно, мне кажется. Поэтому, Затрудняюсь ответить.
И: «когда я хорошо выполняю свою работу, я ощущаю признание и благодарность»
Р: совершенно согласен, это важно показать.
И: «у меня исключительно толковый, грамотный руководитель»
Р: это важный вопрос, он позволяет человеку четко понимать, что ему нужно делать, что не нужно. Поставлю скорее согласен, потому что он все-таки молодой, он учится. Да, вообще это очень важно, потому что всегда, когда люди обсуждают работу свою, там мне это не нравится, то не нравится, но зато у нас руководитель толковый, то есть ты всегда можешь апеллировать к его разуму и профессионализму.
И: «я горжусь работой, которую я выполняю»
Р: ну да.
И: а что вы вкладываете в понятие «гордость работой»?
Р: некий статус и некий характер и вклад, роль этой работы в общем эффекте.
И: если бы надо было переформулировать этот высказывание, как бы вы это сделали?
Р: «мне нравится моя роль в коллективе, в данной организации»
И: нет такого, что это высказывание воспринимается как гордость значимостью своей работой для общества, а не собственного вклада?
Р: да.
И: то есть, здесь разночтение получатся?
Р: это к статусу, скорее всего. Гордость - это связано с некой оценкой общества работы, которую выполняешь. Здесь, наверно, соединяется и социальное признание, и собственное ощущение от того, что от тебя что-то зависит.
И: хорошо, я поняла. «Если я захочу, у меня есть реальные возможности продвинуться по службе»
Р: скорее нет.
И: «мне часто кажется, что я не знаю, что происходит в нашей организации»
Р: скорее согласен, 4, бывает такое. Это как раз вопрос о том, насколько хорошо информируют.
И: «иногда мне кажется, что моя работа не имеет никакого смысла»
Р: не согласен.
И: что понимаете вы под этим высказыванием?
Р: востребованность результата и разумная постановка задач. То есть, работа имеет смысл тогда, когда ты видишь, что этот результат кому-то нужен.
И: «моя работа перегружена писаниной»
Р: нет, не согласен.
И: «меня не удовлетворяет уровень информирования работников в нашем подразделении»
Р: меня удовлетворяет, нечего им все знать, не согласен.
И: «мне не нравится то, как со мной обращается мой руководитель»
Р: совершенно не согласен.
И: «мои попытки улучшить процесс работы не натыкаются на бюрократизм и (28:35)»
Р: я просто предпринимаю таких попыток, поэтому не знаю, затрудняюсь ответить.
И: возможность самостоятельно что-то изменить является показателем того, что в этой организации комфортно работать?
Р: нет, я думаю, что это не показатель, потому что люди очень субъективны, каждый приходит со своим опытом, и если по желанию каждого будет меняться регламент работы, это так не делается. Любые процессы улучшения работы должны исходить из понимания профессионалов, как это должно делаться. То есть, это некий взгляд сверху - консалтинг, допменеджмент. Вообще, я думаю, что это зависит от собственных амбиций работника: если он хочет подавлять людей и управлять - для него это было бы важно. А если он занят своим делом, то ему все равно. «Мне нравится атмосфера нашего коллектива». Во первых, атмосфера В коллективе.
И: «мне нравится атмосфера в нашем коллективе» лучше, да?
Р: да.
И: какую оценку ставим?
Р: 4, всегда есть какие-то моменты, которые чем-то не нравятся. Тут сам вопрос мне не очень нравится, он какой-то не показательный. Ответить на него определенно можно в такой ситуации, если там серпентарий, тогда можно сказать, что мне очень не нравится. А если сказать, что очень нравится атмосфера, такого, фактически, не бывает. Понятно, что здесь дана какая-то шкала, но это какой-то слишком общий вопрос.
И: а более конкретно если бы спрашивалось?
Р: «чувствуете ли вы себя комфортно в своём коллективе?» есть ли у вас друзья, есть ли у вас с кем попить кофе? Такие моменты, обедаете ли вы со своими сотрудниками, ходите ли пить кофе, можете ли вы поговорить о чем-то, не связанным с работой?
И: «мы не имеем того социального пакета, который должны были бы иметь»
Р: мы никому ничего не должны, и нам никто ничего не должен. Скорее не согласен, 3.
И: а почему, как понимается социальный пакет вообще?
Р: что в него входит, это медицинская страховка и льготы на питание, спорт, иногда языки. Для нас это не важно, потому что мы не являемся социально незащищенным слоем населения. Мы активные работающие люди, и, в принципе, наличие хорошей зарплаты перекрывает все эти моменты по социальному пакету. То есть лучше заплатите нам хорошую зарплату, а мы сами разберемся, что с ней делать, это мое мнение.
И: то есть, именно с удовлетворенностью работой это мало связано?
Р: просто я связываю удовлетворенность трудом именно удовлетворенность тем делом, которым я занимаюсь. Но, возможно, что люди не так к этому относятся.
И: хорошо. «Мне интересно решать задачи, возникающие в моей работе»
Р: да, очень интересно, совершенно согласна.
И: «прибавки к зарплате очень незначительны и происходят редко»
Р: совершенно согласен.
И: а это важно?
Р: в целом это важно для принятия решений о том, насколько долго ты останешься в организации.
И: хорошо. «Мне приходится выполнять массу формальных и ненужных вещей»
Р: не согласен.
И: насколько это высказывание близко к тому, которое о «иногда мне кажется, что моя работа не имеет никакого смысла»?
Р: я думаю, что это про разное. Например, работа врача - он должен делать массу всяких действий, которые не относятся непосредственно к лечению людей, но это не значит, что его работа не нужна. Его работа нужна, она просто отягощена бюрократическими бумагами. Это разные вещи. А там больше про смысл своей работы, зачем ты это делаешь.
И: хорошо, спасибо. «Я не чувствую, чтобы мои усилия оценивались так, как они этого заслуживают»
Р: не согласен.
И: по поводу формулировки есть какие-то замечания, рекомендации?
Р: это про справедливость или про что?
И: это скорее про вклад, который ты совершаешь, оценивают это или нет.
И: «меня не удовлетворяет система дополнительных выплат, существующая в этой организации»
Р: да у нас нет такой особо системы.
И: «я не вижу, чтобы то, что я делаю, хоть как-то ценилось»
Р: не согласен, 2.
И: как понимается эта формулировка?
Р: я думаю, это статус в коллективе и отношение руководителя. Но, в основном, взаимоотношение с руководством, как к вам относится руководитель.
И: «мне очень нравится мой руководитель»
Р: скорее да. 4.
И: «мне нравятся люди, с которыми я работаю»
Р: скорее согласен.
И: как раз у нас была формулировка про атмосферу в нашем коллективе...
Р: да, они похожи.
И: но эта лучше или та?
Р: я думаю, они почти про одно и то же.
И: мне нравятся люди, с которыми я работаю - тут имеются ввиду психологические какие-то характеристики или, может, профессионализм?
Р: прежде всего, я бы сказала, что это профессионализм. И, как бы, личные качества. То есть, как сумма такая получается.
И: «дополнительные льготы и выплаты, которые мы здесь получаем, не хуже, чем в большинстве других организаций»
Р: я просто не знаю, как в других организациях, затрудняюсь ответить.
И: «шансы продвинуться по карьерной лестнице здесь не хуже, чем в других местах»
Р: не согласен. То есть, организация небольшая, все свои. Если ты пришёл на какую-то роль свою, ты, в принципе, так и будешь ее играть.
И: «наша организация обеспечивает хороший социальный пакет»
Р: у нас его вообще нет, совершенно не согласен.
И: «многие из наших правил и инструкций препятствуют нормальной работе»
Р: не согласен. У меня нет никаких ни правил, ни инструкций, отчего я страдаю. Наличие регламента помогает работе, а не препятствует. У нас он отсутствует, и, соответственно, у нас каждый раз все по новой: то есть каждый человек должен проходить этот путь заново.
И: «я получаю удовольствие от работы со своими коллегами»
Р: скорее согласен. У нас полностью разграниченные зоны ответственности, и никто не пересекается, не лезет. Люди не лезут не в свою деятельность, каждый занимается своим делом.
И: допустим, оценивая работу, насколько она нравится или не нравится, вам, как офисному работнику, важно было бы отдельно оценить коллектив в плане психологического комфорта и отдельно оценить квалификацию ваших сотрудников? Или лучше в целом оценивать?
Р: здесь должно быть именно сочетание. Прежде всего, ты должен профессионально, четко выполнять свои обязанности. И при этом, у тебя нормальное воспитание и понимание правил поведения в обществе. Здесь это все-таки сумма.
И: спрашивая у человека, насколько он доволен своим коллективом, стоит ли у него отдельно спрашивать, насколько ему приятно в нем находиться, и насколько он доволен профессионализмом своих коллег, и, может, насколько часто происходят конфликты в вашем коллективе?
Р: я думаю, что можно отдельно выделить конфликтность. А про профессионализм можно особо не спрашивать, а вот вопрос конфликтности этих людей важен.
И: хорошо. «Многие из моих коллег грешат некомпетентностью»
Р: бывают молодые просто сотрудники, которые ещё не знают, как должно быть. Поэтому скорее не согласен.
И: это важно или не важно для удовлетворенности работой?
Р: это важно, потому что их некомпетентность может мешать выполнению твоей работы.
И: «те, кто хорошо справляются со своей работой, имеют реальные шансы на повышение»
Р: я не могу ответить, потому что у нас небольшая компания, и каждый предлагается на свою определенную роль. Это профессионалы, которые включились в командную работу, здесь речь не идёт о карьерном росте, это просто профессионализм. Скорее согласен, я сужу по себе.
И: «думаю, я получаю неплохую оплату за ту работу, которую я выполняю»
Р: скорее согласен, у меня нет претензий к этому вопросу.
И: «у нас почти не получают материальных вознаграждений за хорошую работу»
Р: я, например, получаю за какие-нибудь выставки, у меня бывает вознаграждение.
И: «я получаю удовольствие от этой работы»
Р: ну, да, 5 можно поставить.
И: а что понимается?
Р: (54:30) это и коллектив, и твой собственный рост, и твоя зарплата.
И: «в этой организации у меня практически нет шансов получить повышение»
Р: да, согласен.
И: Насколько просто или сложно было отвечать на эти вопросы?
Р: отвечать просто, это совершенно обычные вопросы, они даже интересные, чтобы покопаться, ответить для себя самой, понять, что тебе нравится.
И: не показалось ли, что там есть какие-то лишние высказывания? Может, вы бы что-то убрали или, наоборот, добавили?
Р: я считаю, что там есть некие повторения вопросов, но они, на самом деле, только уточняют.
Методика4
И: «что из приведённого лично для вас важно в вашей работе?»
Р: (57:31) интересная работа, самое главное, возможность проявить инициативу, ответственная работа, приобретение новых профессиональных (58:01), работа с людьми.
И: хорошо, «что вам не нравится на вашем рабочем месте»
Р: работа с 9 до 6 мне не нравится, работа находится далеко от дома, все.
И: по поводу этой методики, насколько она оценивает удовлетворенность работой?
Р: по-моему, никак не оценивает. Просто к удовлетворенности трудом это никакого отношения не имеет, в моей градации. Это просто какие-то географические и временные понятия, не связанные с твоим делом, которое ты делаешь.
И: то есть, здесь проблема именно в наполненности категорий?
Р: здесь просто что-то другое оценивают. Не удовлетворенность работой, а удовлетворенность каким-то местом.
И: понятно. А ещё какие-нибудь проблемы здесь есть? Оценивать данные параметры важно?
Р: это важно для определенных профессий, то есть, например, складские работники, менеджеры, работа в магазине, то есть там, где нет конкретной профессии, которая является делом жизни человека. Это неквалифицированный труд можно по таким параметрам оценивать, я бы сказала.
Методика5
И: хорошо. «Оцените, насколько верно эти высказывания описывают ваше отношение к нынешней работе» по семибалльной шкале. «В общем, я доволен своей работой»
Р: по-моему, это не совсем тест. Это просто ты доволен или не доволен. «В общем, мне нравится здесь работать» и «в целом, я доволен этой работой» - это, во-первых, одно и то же. То есть это одно и тоже и, в принципе, ни о чем. Я бы такой тест не стала использовать.
И: хорошо, а как отметим в данном случае?
Р: (1:02:03) вот здесь 7, здесь совершенно не согласен...
И: про доволен и нравится, есть ли какое-то отличие?
Р: нет.
Методика6
И: «Ниже приводятся утверждения в отношении вашей сегодняшней работы, прочтите внимательно каждое утверждение и решите, насколько вас устраивает данная сторона вашей сегодняшней работы, описанная в утверждении. Затем выберите один из вариантов ответов, совпадающий со степенью вашей удовлетворенности этой стороной работы»
Р: очень мудрено.
И: а как бы переформулировали?
Р: «ответьте на вопросы», как в остальных методиках было.
И: то есть проще?
Р: проще.
И: хорошо. «Возможностями повышения по службе»
Р: не удовлетворён. (1:04:46) удовлетворён, 4.
И: это важно вообще?
Р: да.
И: «тем, как мои коллеги относятся друг к другу»
Р: удовлетворён
И: «возможностями самому принимать решения на свой страх и риск»
Р: не удовлетворён.
И: это важно?
Р: да, это значит, что твоя роль какая-то есть в организации. Если ты сам ничего не можешь решить - то ты никто, и твоя мотивация пропадает. Это глубинный вопрос.
И: а может как-то можно его переформулировать?
Р: «есть ли зона ответственности ваша, где вы можете принимать решения, ни с кем не советуясь»
И: хорошо. «Тем, как реализуется внутренняя политика компании»
Р: не знаю, как она реализуется. Я вообще не понимаю, про что это.
И: «возможностью реализовывать свои способности»
Р: да, удовлетворён.
И: «возможностью обеспечить достойное положение в обществе»
Р: свое?
И: то есть здесь нужно бы добавить пояснение, чьё?
Р: да. Но я удовлетворена своим положением в обществе.
И: «условиями труда», понятно ли, что здесь вообще имеется ввиду под условиями труда, или нужно пояснять?
Р: не понятно, в условия труда входят 20 пунктов. Допустим, удовлетворён.
И: «как мой начальник относится к своим подчиненным»
Р: я должна быть удовлетворена как мой начальник относится ко мне, или к кому-то другому? Вот как ко мне, удовлетворён. А к другим - не факт.
И: «компетентностью решений моего руководителя»
Р: в меру его опыта, вполне хватит на 4.
И: «возможностями поступать так, чтобы это не расходилось с моей совестью»
Р: характер моей работы пока это позволяет, да, 4.
И: «возможностями спрашивать с людей за то, что они должны были сделать»
Р: не удовлетворён, 2. У нас разные подразделения, они друг другу не подчиняются.
И: «уровнем оплаты и объемом работы, которую я выполняю»
Р: затрудняюсь ответить, потому что есть среднерыночная цена, а есть свои личные амбиции.
И: «тем, насколько моя работа обеспечивает мне уверенность в завтрашнем дне»
Р: не удовлетворён. Ни одна работа сейчас не даёт уверенности в завтрашнем дне.
И: «возможностями приносить пользу другим людям»
Р: да, 4, я удовлетворена.
И: «возможностью разнообразить решаемые задачи время от времени»
Р: 4.
И: «возможностями самостоятельности, которую мне даёт эта работа»
Р: ну да, 4.
И: а вот что понимается под самостоятельностью?
Р: понимаются методы, объемы, скорости. То есть, у тебя есть задача - делай ее как хочешь, главное - сделать.
И: «признанием, которое я получаю за хорошо сделанную работу»
Р: да, удовлетворён.
И: «возможностями постоянно заниматься делом»
Р: я не понимаю вопрос.
И: хорошо.
Р: он странный.
И: Какую бы методику вы выбрали?
Р: вторая длинная, которая прям копает.
И: она нравится именно своей подробностью?
Р: да, там четко сформулированные простые короткие ответы, прямые вопросы.
И: хорошо, там была ещё одна методика, которая оценивала по параметрам, чем она хуже?
Р: там как-то все остальное было очень запутано.
И: хорошо. Возникали ли какие-то сложности с вопросами?
Р: сложные вопросы, где надо отделить личные эмоции от профессионального уровня. То есть когда речь идёт об оценке коллектива. Там кстати не было ни одного вопроса «любите ли вы наряжаться на работу».
И: да. Про дресс-код тоже ничего не было. Вызывали ли какие-то вопросы нежелание отвечать?
Р: нет. Но если это бы пришли на мою работу, я бы не стала ни на один из вопросов отвечать.
И: почему?
Р: потому что все можно вычислить. Будет складываться сумма субъективных ощущений, которая может создать конфликт.
И: есть ли какой-то способ, чтобы на работе в том числе, к вам пришли с вопросами об удовлетворенности трудом, и вы бы стали отвечать на эти вопросы?
Р: конфиденциальность, а ее очень сложно создать на работе.
И: какая из этих методик была самая некомфортная для прохождения?
Р: последняя. Она просто немного диссонанс вызывает.
И: на этом все спасибо вам!
Интервью 3
Методика 1
И: Давайте немного о том, как будет идти ход беседы: вы будете отвечать на вопросы в этой анкете, и я вас по ходу дела буду спрашивать, вас устраивает эта методика или нет. Вот первая методика, с которой мы сталкиваемся. Здесь нужно отметить не более 5 вариантов ответов: что именно для вас наиболее важно в вашей работе? Можете сразу пояснять, почему вы ставите именно такой ответ.
Р: ну, работа с людьми: когда отдача чувствуется, то это очень приятно. Так, а вот интересно, режим работы и продолжительный отпуск - это не одно и то же?
И: режим работы - это скорее больше про график
Р: в принципе, режим работы, хотя продолжительный отпуск мне тоже нравится. Ну, не знаю, остальное уже так
И: а что вам не нравится на вашем рабочем месте?
Р: далеко от дома - это плохо, да, в общем, остальное нравится
И: хорошо, давайте тогда по поводу этой методики чуть-чуть больше поговорим. Вообще как эти два вопроса - они достаточно хорошо измеряют, насколько вы удовлетворены работой? Или может это как-то лучше делать по-другому?
Р: сложно сказать, потому что мне пока не с чем сравнивать, я не видел других. В принципе, в первом приближении - наверное, да.
И: то есть, у вас есть полностью возможность отразить то, что вам нравится, и что нет? Может, вы бы что-то добавили?
Р: я пытаюсь подумать, что мне ещё не нравится. Департамент образования не нравится - но это от меня не зависит, в общем, это скорее нашу администрацию достают, а нас это косвенно касается
И: хорошо, а можно вас спросить в общем о том, что вы понимаете по удовлетворённостью трудом? То есть, что для вас является показателем того, что ваша работа вам нравится?
Р: первое, опять же, поскольку у нас работа с людьми, это на чисто энергетическом уровне: то есть когда приходишь на работу, допустим, рано встал, устал и так далее, и через какое-то время ты чувствуешь энергетическую подпитку буквально, то есть не ты отдаёшь, а, получается, ты эту энергию берёшь. Вообще кто-то из коллег сказал, что все учителя - стихийные энергетические вампиры, потому что так получается, если аудитория тебя принимает, это на каком-то интуитивном уровне чувствуется, как эта энергия идёт...
И: то есть, это как эмоциональный подъём?
Р: можно назвать это эмоциональным подъемом, хотя это чистая энергетика. Потому что, бывает, плохо себя чувствуешь, пришёл еле-еле, потом приходят ученики, начинаем работать, и как бы сразу ты в тонусе. Потом, когда уроки закончились, подпитка прекратилась, сразу прям чувствуешь какое-то опустошение. Пускай это будет, эмоциональный подъём. Потом, если я вижу, что то, что я делаю, имеет какой-то положительный результат, условно говоря, я кого-то чему-то научил. То есть, не просто я сижу и пишу какие-то бумажки, и вообще не понятно, зачем я это делаю, а я затраты и усилия произвёл - и вижу их результат. Ну и плюс, какая-то возможность делать то, что именно я хочу, потому что я в рамках программы свободен, никто меня не заставляет излагать так, как кому-то хочется. В этом смысле руководство мне полностью доверяет и в мою компетенцию не лезет.
И: то есть, возможность делать то, что ты считаешь правильным и нужным?
Р: да
Методика 2
И: хорошо, давайте тогда пойдём дальше по вопросам. Это следующая методика, она не связана с предыдущей, она отдельно по себе существует. Вопрос: оцените, насколько верно эти высказывания описывают ваше отношение к нынешней работе. Для начала, по поводу самой формулировки, как вам кажется, она довольно понятна, или вы бы как-то переформулировали её?
Р: так, я не очень понимаю, есть вариант доволен работой/не нравится работа - здесь все понятно, а вот третий вариант: в целом, мне нравится здесь работать. Чем он отличается от первого?
И: то есть, вам кажется, что это дублируется?
Р: по-моему, да. Или как-бы мне, в принципе, нравится профессия, но не нравится место работы? Я вот этого не понимаю.
И: я вас поняла, то есть, существуют проблема в этой методике, что не понятно, что имеется конкретно ввиду под «доволен»
Р: ну да, если бы я получил просто листочек бумаги, я бы не очень понимал, как мне на третий отвечать. И более того, ещё мне кажется, что из первой и второй - это по сути один вопрос с двух сторон.
И: то есть, обратные они, как-бы
Р: да, то есть, условно говоря, если я совершенно согласен с тем, что я доволен работой, то я совершенно не согласен, что мне работа не нравится.
И: хорошо, понятно, это очень важное замечание.
Р: то есть, один вопрос можно задать вместо трёх
И: и как бы вы тогда спросили?
Р: «довольны ли вы своей работой?», и вот эти варианты: согласен/не согласен/скорее...
И: да, а вот остальное - оно именно про место работы
И: как вы считаете, нужно отдельно спрашивать, чем доволен на работе, чем не доволен? Или это все можно от обратного?
Р: это зависит от цели опроса, наверно, но, в принципе, да. То есть если человек не совершенно согласен, то интересно, почему нет, что его смущает: коллеги... Вот это кстати то, что было в первой методике. Там была какая-то градация: там можно было понять, что если человек не доволен, то он не доволен зарплатой, а не отношением коллег... а тут просто плюс/минус. То есть, та методика более детализированная, а эта более общая, как я понял.
Методика 3
И: хорошо, давайте тогда перейдём к следующей методике. Она довольно похожа на предыдущую, но все - таки есть отличия.
Р: вот здесь (13:32) какая-то появилась
И: да, здесь есть некоторые отличия, вот как раз это мы сейчас и обсудим. Давайте сначала по поводу формулировки: «скажите, пожалуйста, насколько вы удовлетворены или не удовлетворены следующими параметрами». Как вам кажется, эта формулировка лучше, чем предыдущая или хуже?
Р: эта более детализирована, то есть не работой в целом, а какими-то аспектами. То есть, здесь я могу более тонко настроить: этим доволен, этим не очень (14:47) «условиями труда». Я не знаю, опять же, то, что мне приходится ездить достаточно долго - это к условиям труда, наверно, не относится, потому что это за пределами самого заведения.
И: вызывает вопросы, что имеется ввиду под условиями труда?
Р: наверно, да, лучше бы как-то уточнить. Это касается только того, что в здании школы происходит, или то, что, например, я трачу около 1,15 от дома до работы.
И: по поводу данной методики, как вы сказали, она более детализирована, то есть здесь появляются более детальные категории про условия труда, про оплату, про возможность профессионального роста. Действительно все ли все эти показатели отражают, насколько вам нравится или не нравится? И что бы вы добавили? Может быть, ещё какие-то категории?
Р: я бы добавил ещё, хотя может это в условия труда входит, но я бы выделил отдельно: атмосферу в коллективе, взаимоотношения теми же детьми.... то есть, формально, может быть, рабочее место в порядке, и все нравится, но на работе гадюшник, и дети - сволочи. И тогда это будет не в радость.
И: то есть, именно взаимодействие с другими людьми?
Р: да, потому что кроме того, вот ты получаешь какие-то деньги, ты ещё какие-то эмоции получаешь: либо положительные, либо отрицательные. Если они категорически отрицательные, то даже, наверно, большие деньги не смогут долго это перевешивать.
И: у меня ещё один вопрос: как соотносятся эти категории, когда вы их оцениваете, с вашей оценкой работы в целом?
Р: в смысле, цена каждого вопроса?
И: то есть, вас просят оценить, насколько вы удовлетворены своей работой в целом. Исходя из чего вы ставите общую оценку?
Р: скажем так, у меня по совокупности всех этих факторов формируется некое эмоционально отношение. То есть, коллеги, работа, дети, деньги - либо все это вместе создает некий позитивный эмоциональный окрас, и тогда нравится. Либо все наоборот, и тогда не нравится. Некое общее эмоциональное отношение.
Методика 4
И: хорошо, давайте тогда пройдём дальше.
Р: хотел бы перейти - не знаю, с одной стороны, мне здесь комфортно, а с другой, интересно было бы попробовать себя где-то ещё. Возможно, какие-то интересные варианты я бы рассмотрел. (21:22) ну это, в общем, уже было
И: да, я говорила, что могут повторяться какие-то моменты, это просто разные методики. Здесь по-другому сформулировано, и я хотела спросить у вас, что комфортнее, что лучше воспринимается.
Р: тут, как по мне, последний и первый - они, в общем, близки. То есть, вы хотели бы вернуться туда же или на другую. Это, по-моему, практически одно и то же. Во всяком случае, я могу на это ответить так же, как на первое. То есть если бы мне поступило интересное предложение из другой сферы, я бы рассмотрел это. В принципе, какого-то желания бежать отсюда, у меня не возникает.
И: хорошо. Насколько эти три вопроса действительно позволяют вам оценить, что вам ваша работа действительно нравится или не нравится?
Р: здесь, опять же, просто бинарный вариант: или плюс, или минус. Здесь есть некоторая градация: безразлично, скорее не доволен... но в общем, да, наверное, позволяет. Если речь просто о том, доволен или не доволен - этого достаточно. Если не вдаваться, чем не доволен, чем доволен.
И: то есть, это такая общая оценка. Хорошо, а вот, допустим, если бы здесь было не «да/нет», а какая-то шкала: оценить от 1 до 5 готовность перейти на другую работу, это было бы лучше или хуже?
Р: наверно, если это будет в пределах 5, то есть, не очень много, чтобы не запутаться, то, может быть, лучше.
И: хорошо, а с формулировками все нормально, все понятно?
Р: да, понятно.
Методика 5
И: хорошо, следующая. Пожалуйста, выберите для каждого высказывания оценку. Давайте про каждое высказывание отдельно будем говорить, насколько это высказывание хорошо сформулировано и понятно, почему вы поставили такую оценку, и насколько этим высказыванием можно измерить удовлетворенность трудом. «Мой руководитель проявляет мало интереса к чувствам своих подчиненных»
Р: не согласен, много интереса проявляет. (26:45) вот соцпакет - скорее нет, потому что медицинской страховки и так далее там нет. «Я горжусь работой, которую я выполняю» - да, пожалуй.
И: есть ли тут ситуация, когда возникает разночтение, то есть, может быть, вы не до конца понимаете, что имеется ввиду?
Р: здесь это вот некое общее эмоциональное отношение у работе, то есть когда я испытываю моральное удовлетворение. Может моральное удовлетворение быть синонимом того, что я горжусь? Или горжусь - это что-то более пафосное?
И: Меня интересует как вы понимаете это высказывание?
Р: скажем так, я скорее чувствую нужность этой работы. То есть, когда, допустим, с выпускниками встречаешься, которых лет 20 назад выпустил и когда они говорят, что ваши уроки мне много дали, то чувствуешь, что не зря.
И: то есть тоже польза некая?
Р: да, и то, что те, с кем ты когда-то работал, у них до сих пор сохранилось положительное отношение к этому всему, они понимают, что это было нужно и интересно. Детей своих приводят учиться... как бы чувствуешь, что это нужно кому-то. Наверное, это можно подвести под то, что я горжусь этим.
И: то есть, вы ставили это, исходя из того, что эмоционально чувствуете?
Р: ну, да. Потому что, нужно это обществу... общество - это очень размазано, то есть, я не скажу за всю Одессу, что называется, но, общаясь с выпускниками своими, я вижу, что польза была. А что там думает все общество - я не знаю, я не спрашивал.
И: «цели, которые ставит перед собой эта организация» (30:42)
Это высказывание вообще важно?
Р: на самом деле, важно, потому что от того, какие цели ставятся, зависит, что от тебя требуют. И ты либо с этими требованиями согласен, либо не очень.
И: то есть это больше правила вы имеете ввиду, которые есть в этой организации?
Р: даже не обязательно правила. Это просто некие задачи: то есть, мы работаем зачем, что мы хотим на выходе получить. То есть, раньше я бы сказал, что мне ясны цели моей организации, а сейчас у нас умерла директор, и есть некая неопределённость. Я не очень понимаю, как это дальше пойдёт. Поэтому «скорее согласен». Просто тут как бы одно из двух: либо мы работаем на максимальный результат, и тогда мы максимально требуем от учеников, либо мы просто престижная школа для детей высокопоставленных людей, то есть мы обеспечиваем им максимальный комфорт, а уж как они учатся - это уже дело второе. Раньше было однозначно первое, а сейчас я уже не очень понимаю, куда ветер дует.
И: понятно, «мне очень нравится атмосфера нашего коллектива»
Р: нравится, то есть, опять же, коллектив у нас стал очень большой, потому что несколько зданий стало. В целом, все пока здорово.
И: вот когда вы говорите про атмосферу нашего коллектива, вы имеете ввиду тоже эмоциональное состояние: вам приятно с ними общаться, у вас не возникает конфликтов?
Р: да, а что ещё может быть в атмосфере коллектива?
И: профессиональные качества...
Р: это сюда же, если мне с ними интересно общаться, в том числе по профессиональным вопросам. То есть я вижу, что это люди знающие, и их мнение по профессиональным вопросам для меня важно и интересно.
И: то есть, это общая, получается, оценка?
Р: да, то есть если бы это были какие-нибудь «тупые Марь Иванны», пусть даже очень душевные, мне с ними было бы скучно разговаривать. А тут все вместе.
И: стоит ли по отдельности оценивать качества сотрудников: их профессионализм отдельно, конфликтность/неконфликтность в коллективе и отдельно дружественность атмосферы? Или вот такой общей оценки достаточно?
Р: мне кажется, это может запутать. У меня вообще с этими тестами бывает две проблемы: либо слишком общий, и тогда я встаю в тупик, потому что у меня 20 вариантов интерпретации этого вопроса, и я не понимаю, на какой из этих 20 я отвечаю. Либо противоположный вариант, когда там 180 подпунктов, и которые отличаются незначительно. Наверно, может быть, это зависит от цели опроса. То есть, если цель опроса именно взаимоотношения в коллективе - наверно нужно давать градацию более тонкую, если в целом удовлетворение работой, то просто «тебе комфортно в коллективе - да, комфортно», как-то так.
И: хорошо.
Р: «У нас почти не получают материальных вознаграждений за хорошую работу» - имеется ввиду что?
И: то есть, как премии.
И: то есть, не зарплата, а дополнительное. Ну, скорее соглашусь. По-моему, у нас такого никогда не было, потому что за какие-то разовые мероприятия, допустим, если я поехал с детьми куда-нибудь, то за это я плюс к зарплате получаю ещё что-то, но за какие-нибудь высокие показатели моих детей на ЕГЭ... там я уже не помню, либо совсем нет, либо не значительно.
И: «мне интересно решать задачи, возникающие в моей работе»
Р: согласен. Так, «я не вижу, чтобы то, что я делаю, хоть как-то ценилось» - нет, не согласен. То есть, я как раз говорил, что если бы я видел, что это не ценится, мне бы и на уроках было тяжело, потому что никто бы меня не слушал, дисциплина была бы плохая и так далее. И с теми же выпускниками отношения были бы другие. Или с родителями этих детей... Так что нет, не согласен. (28:31) ... возможностями повышения зарплаты». Сложный вопрос. Сейчас я попытаюсь понять. Так, осторожно скажу, что скорее согласен. «Мне часто кажется, что я не знаю, что происходит...» - нет, знаю. Я 24 года тут работаю, поэтому я знаю практически все.
И: хорошо.
Р: а это же вот практически то, что мы уже... (39:28)
И: да-да
Р: ну, согласен, а вот в чем разница? Получаю удовольствие и про атмосферу в коллективе.
И: я поэтому и спрашиваю уточняющие вопросы, потому что мне было интересно понять, как вы понимаете. Есть ли различия в том, как вы воспринимаете ту формулировку и эту? Или это, в принципе, одинаковые вещи, и достаточно спросить один раз?
Р: вот, по-моему, достаточно один раз, опять же, если нет цели более детально разобраться конкретно в отношениях внутри коллектива. Для меня удовольствие от работы - это составная часть атмосферы. Если у меня конфликты по работе, то это будет на атмосфере с коллегами отражаться не минуемо.
И: т.е. это лишнее высказывание
Р: наверно, да. (40:49) Информирование о чем?
И: то есть, тут непонятно, о чем, да?
Р: ну там говорилось вот, что я не знаю, что происходит в нашей организации...но по сути, в последнее время я не понимаю эту глобальную политику.(41:22) ну нет, наверно не согласен.
И: На основе чего вы ставите оценку, исходя из чего?
Р: Я бы не видел никакого смысла, если бы я не видел наглядно результаты своих действий.
И: Т.е это про результаты.
Р: Да. Многие из моих коллег решат некомпетентности. Не согласен. Уровень компетеции разный бывает, про некомпетентность не согласен. Если я захочу, у меня есть реальные возможности. Ну, скорее согласен. А вот это, опять же. Вопрос, по моему , был , но только в отрицательной формулировке. А смысл? Зачем? Или это перекрестный опрос? ну если это будет о том же самом, но в иных словах - это что-то даст, а так, я же помню, что я отвечал. (43:55) Других организаций, ну имеется в виду того же типа?
И: да
Р: об этом как бы публично не говорят, вопрос-то деликатный. Иногда доходят всякие слухи, о том что бывают такие школы, которые в листе 200-рейтинге и при этом у них зарплата под 100 тыс. Не знаю, правда или не правда.
И: интересные слухи!
Р: при этом я даже знаю, чем это объясняется.
И: может это частные какие то школы?
Р: нет, просто у школы сейчас есть определенная сумма, из которой она должна заплатить зарплату и как-то развиваться еще. И есть школы, которые просто проедают всю сумму. И у них получаются огромные зарплаты, при том, что школа сама обшарпанная… Скорее согласен.
И: мои попытки улучшить процесс работы не натыкаются на бюрократизм и проволочки.
Р: не натыкаются. в силу того, что я работаю здесь очень давно, у меня нет проблем решить вопросы с руководством. Просто иногда обстоятельства бывают выше, на уровне департамента. Т.е. в рамках лицея, то согласен. А если в целом, какие условия нам создает департамент, то тут меньше конечно. Ну т.е. скорее согласен. Про соцпакет уже было. Здесь все вопросы в двойном экземпляре. Ну скорее согласен.
Р: Многие из наших правил и инструкций мешают нашей работе. Честно говоря, когда мне что-то мешает, я это просто игнорирую. И никто мне пока еще ничего не сказал. Формально, Да. Формально, не согласен, потому что куча дурацких правил, но по факту, они на бумаге.
И: «Прибавка к зарплате очень не значительная и происходит редко»
Р: поскольку у нас государственная школа, т.е сколько у меня часов, столько я и получаю. Т.е . зависит от государственных расценок. Я не отслеживаю. Скорее согласен.
«Не хуже чем в других местах.» Согласен. «Уйдя в другую организацию, у меня есть шанс получить повышение» . Не согласен. «Признание и благодарность». Согласен. «Я получаю удовольствие от этой работы». Согласен…Вообще нет писанины. В последнее время я вообще разучился руками писать.
И: Зависит, конечно, от профиля преподавания.
Р: Сейчас все вообще в электронный журнал. Раньше хотя бы журнал заполнял в ручную. А сейчас один раз в год забил план и оценки выставляю и все. Ну я там всякие презентации делаю, тесты, но это не писанина. Я уже разучился писать руками.
«Нравится мне руководить». Согласен.
И: «те, кто хорошо справляется со своей работой, имеют реальные шансы на повышение».
Р: что понимать под повышением? Ведь стать директором - это не цель каждого учителя. Я вот учитель высшей категории. Теоретически, можно конечно стать народным учителем, но это что-то запредельное.
И: здесь хотелось бы оценить возможность перейти на какую-то следующую ступень, более высокого ранга
Р: не особо, я думаю. Формальных не нужных вещей. Я их игнорирую.
И: по поводу этой методики. Как она воспринимается? Сложно, просто ее заполнять?
Р: ее интересно заполнять, единственное, если уж меня хотят поймать на том, что я по-разному отвечаю на одно и то же, то это нужно лучше маскировать. Т.е. что бы не было ощущения, что я двумя вопросами выше отвечал на то же самое. Ну т.е. я вижу, что был вопрос в положительной формулировке, а теперь такой же, но в отрицательной. И у меня встает вопрос: а зачем меня спрашивают дважды. Тем более, я помню, как я отвечал на тот вопрос и понимаю, что вопрос тот же самый.
И: т.е. проблема в том, что дублируются многие вопросы? Но заполнять ее не составляет никакого труда?
Р: да, не составляет.
И: все ли аспекты затронуты в данной методике, или вы бы что-нибудь добавили?
Р: она такая длинная, по-моему да. единственное, применительно к педагогике, следовало бы добавить про взаимоотношение с людьми. У меня могут быть прекрасные коллеги, но если у меня отвратительные дети, то у меня не будет желания здесь работать. Я буду тратить кучу нервов, кучу сил.
Методика 6
И: перейдем к следующей. По поводу формулировки вопроса в этой методики. Насколько просто или сложно воспринимается она.
Р: вроде понятно.
И: а по сравнению с другими, что лучше, что хуже, можно что-то выделить?
Р: эта проще. Та более многословна, а эта понятнее.
И: пройдемся по высказываниям.
Р: полностью удовлетворен. Когда мне становится скучно, я что-нибудь придумываю. Условия труда. Удовлетворен. Внутренняя политика компании. Удовлетворен. Принятие решений. Никто меня не ограничивает. Признание. Со стороны коллег. Удовлетворен. Как коллеги относятся друг к другу. В целом удовлетворен. Компетентность решений руководителя. Текущий удовлетворен. Возможность поступать не против своей совести. Я ничего не делал против своей совести. Уровень оплаты работы, которую выполняю. Удовлетворен. Возможность спрашивать людей за то, что они должны. Двоек могу ставить море. Возможность постоянно заниматься нужным делом. Да, хотелось бы поменьше. Возможность приносить пользу другим людям. Да. Как начальник относится к своим подчиненным. Удовлетворен. Сколько вам в завтрашнем дне. Так, Затрудняюсь ответить. Про специфику. Возможность занять достойное положение в обществе. Удовлетворен.
И: по поводу всех этих высказываний, есть ли те которые кажутся не понятными? Либо кажется что закладывается двойной смысл.
Р: Вроде нет
И: вы бы не стали менять какие-нибудь формулировки?
Р: когда спрашивают людей, за то, что они должны сделать. Применительно к преподавателя, стоило бы разделить спрос с коллег и с учеников.
И: а вот про достойное положение в обществе. Что вы здесь понимаете конкретно?
Р: как сказать, и материальное, и отношение ко мне, статус. Меня не очень интересует мое положение в РФ, а интересуют люди, с которыми я общаюсь.
И: хорошо, теперь давайте общие вопросы: какая из методик, которые вы проходили, вам показалась наиболее простой и при этом наиболее качественно измеряющей, насколько вам нравится или не нравится работа?
Р: наверно, одна из последних. Вот эта или предыдущая. Они похожи, да. Вот в этой более простая формулировка вопроса, а там, на мой взгляд, лишние слова, приходится тратить время, чтобы разобрать. А, по сути, хотят того же самого.
И: ну да, то есть, методика С лучше.
Р: просто по сути одно и тоже, но формулировка проще.
И: хорошо, а какая методика, наоборот, показалась не очень качественной?
Р: вторая, где просто дано да/нет/затрудняюсь ответить. Она слишком обще ставит вопрос, градации не даёт.
И: хорошо, там надо бы добавить градацию. А по содержанию она позволяет ли вам поставить ту оценку, которую вы хотели бы? Или вам кажется, что надо бы по-другому спрашивать про удовлетворенность трудом?
Р: скажем так, она позволяет выявить неудовлетворенность.
И: а вот по поводу шкал вас хотела спросить: в разных методиках использовались разные шкалы. Можете сказать, что какие-то шкалы вам было удобнее использовать, а какие-то нет? Или это для вас не важно?
Р: на самом деле, мне всегда нравится, когда есть «затрудняюсь ответить», то есть, как в С. А так, в основном, больше понравилось то, что в С.
И: были ли вопросы какие-то, которые вызывают у вас смущение или нежелание отвечать?
Р: нет, все нормально.
И: и вот такой вопрос: допустим, была бы предложена ещё одна версия анкеты, в которой структура была бы такой: общая удовлетворенность (оцените, пожалуйста, насколько вы в целом удовлетворены вашей работой), потом отдельно по категориям требовалось бы оценить условия труда, то есть график работы, техническое оснащение, атмосферу в коллективе и так далее. Это было бы для вас удобнее, чем есть сейчас?
Р: может быть, да. Потому что это с одной стороны общее ощущение, а потом его можно разбить на отдельные категории.
И: это все, спасибо большое за ваши ответы!
Интервью 4
Методика 1
И: Оцените насколько верно эти высказывают описывает ваше отношение к нынешней работе. Если можно, сразу комментируете почему вы ставите такую оценку.
Р: Вообще доволен. Ну, есть такие моменты которые не нравятся, но в целом больше тех, которые нравятся, поэтому, наверное, "не согласен". Дальше," в целом, мне нравится здесь работать " имеется в виду в школе?
И: да.
Р: Да, "согласен". И, Если ещё можно дать какой-нибудь комментарий, хотелось бы сказать, что это методика описывает удовлетворенность в общем, она не конкретна. Поэтому стоило вопросы как-то по точнее поставить.
И: А по точнее это как?
Р: Ну например, если про учителей конкретно, можно многое узнать более точно, что нравится а что нет, проверка тетрадей , дежурство на перемене...
И: То есть прям совсем конкретно?
Р: Да, можно было задавать вопросы, с целью попасть в точку неприятных моментов, но и в тоже время захватить и приятные моменты. Как бы многие ситуации для учителей будут перекликаться, поэтому с помощью вопросов потом можно будет узнать точное отношение людей к работе. А в этой методике я как бы ответил, но многое еще можно было бы сказать. Поэтому думаю стоило больше вопросов задавать. Сначала более честные, а потом какие-нибудь общие.
...Подобные документы
Понятие мотивации и стимулирования труда. Иерархия потребностей А. Маслоу. Понятие удовлетворенности трудом. Исследование связи мотивационной направленности и удовлетворенности трудом менеджеров предприятия на примере ОАО "ЮГ-СИСТЕМА плюс" и СОАО "ВСК".
дипломная работа [178,6 K], добавлен 16.07.2013Удовлетворенность трудом и жизнью: основные понятия, критерии, их взаимосвязь. Стиль руководства как один из факторов удовлетворенности трудом, его влияние на общую удовлетворенность жизнью. Исследование привлекательности труда, анализ и диагностика.
дипломная работа [54,9 K], добавлен 28.04.2011Изучение понятия удовлетворенности трудом - приятного позитивного эмоционального состояния, проистекающего из оценки своей работы или производственного опыта. Основные факторы, влияющие на чувство удовлетворенности работой. Анкетирование в офисе компании.
контрольная работа [152,7 K], добавлен 27.12.2016Исследование социально-психологического климата и состояния удовлетворенности трудом сотрудников учреждения. Мотивация профессионального выбора. Факторы, влияющие на тяжесть труда. Рекомендации по улучшению работы с личным составом подразделения.
отчет по практике [114,5 K], добавлен 28.01.2015Теоретические основы формирования, изменения ценностей и расположения в организации. Основные этапы трудовой жизни человека. Анализирование удовлетворенности работника трудом. Воздействие стилей руководства на удовлетворенность трудом человека.
курсовая работа [36,4 K], добавлен 26.08.2013Результаты анализа информации об удовлетворенности персонала образовательной организации различными аспектами труда на основе проведенного анкетирования. Оценка психологического климата в трудовом коллективе; факторы, формирующие удовлетворённость трудом.
статья [27,5 K], добавлен 03.05.2016Факторы удовлетворенности трудом, актуальная проблема и сложность её разрешения. Правовая работа в области трудовых отношений и генерализованная установка индивида к своему труду. Субъективные особенности восприятия и переживания, периоды адаптации.
реферат [81,1 K], добавлен 26.03.2012Изучение связи организационного поведения с удовлетворенностью трудом персонала. Исследование пирамиды потребностей человека А. Маслоу. Анализ способов профессиональной мотивации работников. Льготы, направленные на удовлетворение потребностей сотрудников.
курсовая работа [2,7 M], добавлен 17.01.2015Решение проблемы неудовлетворенности трудом в коллективе бригады, отдела. Мотивация и признание заслуг работников. Контроль качества руководителем выполненной работы его сотрудников. Типы и цели совещаний. Особенности организации и проведения совещания.
контрольная работа [25,6 K], добавлен 10.03.2015Понятие профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом. Характеристика деятельности организации ООО "ТурМир". Стратегическое планирование мероприятий по повышению квалификации персонала. Разработка системы льгот и нематериального вознаграждения.
дипломная работа [141,9 K], добавлен 02.12.2012Формирование мотивации персонала организации. Показатели и факторы удовлетворенности трудовой деятельностью персонала в организации. Критерии оценки. Исследование кадров организации ООО "Флагман". Рекомендации по повышению уровня удовлетворенности трудом.
курсовая работа [50,4 K], добавлен 05.11.2014Содержание трудовой дисциплины, пути и меры ее укрепления. Понятия производительности, эффективности и интенсивности труда. Принципы его стимулирования. Текучесть рабочей силы и методы ее исчисления. Оценка уровня удовлетворенности трудом в организации.
контрольная работа [17,1 K], добавлен 23.03.2015Анализ влияния удовлетворенности заработной платой работников в коллективе на производительность труда на примере предприятия НГДУ "Альметьевнефть". Основные методы повышения мотивации сотрудников. Разработка программы оптимизации численности персонала.
курсовая работа [131,0 K], добавлен 09.10.2014Проблема стимулирования труда в экономике. Характеристика традиционной системы оплаты труда на предприятии. Диагностика трудовой мотивации, ценностных ориентаций и удовлетворенности трудом персонала компании. Разработка фирменной системы оплаты труда.
дипломная работа [225,3 K], добавлен 08.09.2010Содержание теории мотивации. Материальные методы стимулирования и мотивации. Различия мотивации, манипуляции и стимулирования. Психологический подход к изучению мотивационного процесса. Методика определения интегральной удовлетворенности трудом.
курсовая работа [115,1 K], добавлен 19.01.2012Эффективное управление ресурсами организации. Теоретические основы мотивации труда в социологии управления. Степень удовлетворенности торгово-оперативным персоналом своим трудом. Экономическая и психологическая системы мотивации в социальной среде.
дипломная работа [125,4 K], добавлен 29.06.2017Теоретические основы управления мотивацией персонала, ее значение и основные теории. Методы и способы стимулирования деятельности персонала. Проблема удовлетворенности трудом. Анализ использования персонала на ОАО "Северсталь", структура мотивации.
дипломная работа [261,6 K], добавлен 30.01.2010Характеристика состава, структуры и основных проблем организации. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. Исследование состояния социально-психологического климата коллектива, оценка удовлетворенности работников своим трудом.
отчет по практике [32,2 K], добавлен 29.10.2011Концепции исследования преданности к организации. Мотивация труда и трудовые ценности. Преданность организации как составляющие корпоративной культуры. Особенности трудовой этики. Факторы удовлетворенности трудом. Возможности продвижения по службе.
курсовая работа [188,2 K], добавлен 26.03.2013Сущность и основные понятия социального менеджмента, его законы, принципы и методы. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Санаторий им. Фрунзе". Сведения о размере и структуре уставного капитала. Анализ удовлетворенности работников трудом.
курсовая работа [89,6 K], добавлен 05.09.2013